Карагандинский областнойМаслихат

Регламент Карагандинского областного маслихата


Утвержден решением XIII сессии
областного маслихата
от  04 декабря 2017 г. № _____

 

Регламент
Карагандинского областного маслихата

 

1. Общие положения

1. Настоящий регламент Карагандинского областного маслихата (далее – регламент) разработан в соответствии со статьей 9 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» (далее – Закон), Указом Президента Республики Казахстан от 03 декабря 2013 года № 704 «Об утверждении Типового регламента маслихата» и устанавливает порядок проведения сессий маслихата, заседаний его органов, внесения и рассмотрения на них вопросов, образования и избрания органов маслихата, заслушивания отчетов об их деятельности, рассмотрения запросов депутатов, полномочия, организацию деятельности депутатских объединений в маслихате, а также голосования, работы аппарата и другие процедурные и организационные вопросы.

2. Карагандинский областной маслихат (местный представительный орган) - выборный орган, избираемый населением области, выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан определяющий меры, необходимые для ее реализации, контролирующий  их осуществление. Маслихат  не обладает правами юридического лица.

3. Деятельность маслихата регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, настоящим регламентом.

Право разъяснения, толкования и контроль за соблюдением регламента предоставляется постоянной комиссии областного маслихата по законности и правам граждан.

2. Порядок проведения сессии маслихата

2.1. Сессии маслихата

4. Основной формой деятельности маслихата является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к его ведению законами Республики Казахстан.

Сессия маслихата правомочна, если на ней присутствует не менее двух третей от общего числа депутатов маслихата. Сессия проводится в форме пленарных заседаний.

В работе сессии по решению маслихата может быть сделан перерыв             на срок, установленный маслихатом, но не превышающий пятнадцати календарных дней. Продолжительность сессии определяется маслихатом.

Перед каждым заседанием проводится регистрация присутствующих депутатов, ее результаты оглашаются председателем сессии перед началом заседаний.

Сессия маслихата, как правило, носит открытый характер. Проведение закрытых сессий допускается по решению маслихата, принимаемому по предложению председателя сессии маслихата или одной трети от числа депутатов, присутствующих на сессии маслихата, если за это проголосовало большинство от общего числа присутствующих депутатов.

5. Первая сессия вновь избранного маслихата созывается председателем областной избирательной комиссии не позднее чем в тридцатидневный срок со дня регистрации депутатов маслихата, при наличии не менее трех четвертей от числа депутатов маслихата.

6. Первую сессию маслихата открывает председатель областной избирательной комиссии и ведет ее до избрания председателя сессии маслихата.

Председатель областной избирательной комиссии предлагает депутатам внести кандидатуру председателя сессии, по которой проводится открытое голосование. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов.

7. Очередная сессия маслихата созывается не реже четырех раз в год и ведется председателем сессии маслихата.

8. Внеочередная сессия маслихата созывается и ведется председателем сессии маслихата по предложению не менее одной трети от числа депутатов, избранных в маслихат, а также акима области.

Внеочередная сессия созывается не позднее чем в пятидневный срок     со дня принятия решения о проведении внеочередной сессии. На внеочередной сессии рассматриваются исключительно вопросы, послужившие основанием для ее созыва.

При проведении внеочередной сессии ее председателем является председатель очередной сессии, а при проведении второй внеочередной сессии обязанности председателя сессии исполняет секретарь маслихата.

9. О времени созыва и месте проведения сессии маслихата, а также вопросах, вносимых на рассмотрение сессии, секретарь областного маслихата сообщает депутатам, населению и акиму области не позднее чем за десять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии - не позднее чем за три дня.

По вопросам, вносимым на рассмотрение сессии, секретарь областного маслихата не позднее чем за пять дней до сессии, а в случае созыва внеочередной сессии не позднее чем за три дня представляет депутатам и акиму области необходимые материалы.

10. В период проведения сессий, заседаний постоянных комиссий                   и иных органов маслихата, на время осуществления депутатских полномочий  в порядке, установленном регламентом, депутат освобождается от выполнения служебных обязанностей с возмещением ему за счет средств местного бюджета средней заработной платы по месту основной работы,                но в размере, не превышающем заработную плату руководителя аппарата акима области со стажем работы в указанной должности до одного года,                 и командировочных расходов на срок проведения сессий, заседаний постоянных комиссий и иных органов маслихата с учетом времени в пути.

11. Повестка дня сессии формируется председателем сессии на основе перспективного плана работы областного маслихата, вопросов, вносимых секретарем маслихата, постоянными комиссиями и иными органами маслихата, депутатскими группами и депутатами, акимом области.

Предложения к повестке дня сессии могут представляться председателю сессии собраниями местного сообщества, общественными объединениями.

Повестка дня сессии при ее обсуждении может быть дополнена и изменена. Об утверждении повестки дня сессии маслихат принимает решение.

Голосование по повестке дня проводится раздельно по каждому вопросу. Вопрос считается внесенным в повестку дня, если за него проголосовало большинство депутатов маслихата.

По решению большинства присутствующих на сессии депутатов допускается утверждение повестки дня сессии списком.

12. Для качественной подготовки вопросов, вносимых на сессию, секретарь маслихата своевременно организует разработку плана мероприятий по подготовке сессии, который утверждается председателем сессии. План мероприятий по подготовке сессии по наиболее важным и общественно значимым вопросам может быть согласован с акимом области.

13. По вопросам, относящимся к ведению маслихата, на сессии маслихата области могут быть приглашены секретари маслихатов городов и районов, депутаты Парламента Республики Казахстан, акимы области, городов и районов, руководители и иные должностные лица организаций, информация о работе которых рассматривается на сессии. Допускается присутствие на сессиях представителей средств массовой информации, государственных органов и общественных объединений по приглашению председателя сессии.

14. Для лиц, приглашенных на заседание сессии, постоянных и рабочих  комиссий маслихата области, отводятся специальные места в зале заседаний. Не допускаются вмешательство приглашенных лиц в работу сессии маслихата области, проявление одобрения или неодобрения решений сессии маслихата области.

Приглашенное лицо, в случае грубого нарушения порядка, может быть удалено из зала заседаний по решению председателя сессии или требованию большинства присутствующих на сессии депутатов.

15. Заседания маслихата проводятся в определенное маслихатом время.

Председатель сессии может объявить перерывы по собственной инициативе или мотивированному предложению депутатов.

В конце пленарного заседания отводится время для выступления депутатов с краткими заявлениями и сообщениями, прения по которым не открываются.

16. Регламент выступлений на сессиях, заседаниях постоянных и рабочих комиссий маслихата области для докладов, содокладов, выступлений в прениях и по порядку ведения заседания, обсуждения кандидатур, голосования, справок и вопросов определяется маслихатом. Докладчикам и содокладчикам отводится время для ответов на вопросы.                 В случае, если выступающий превысил отведенное время, председатель сессии прерывает его выступление или с согласия большинства присутствующих на заседании депутатов продлевает время для выступления.

Депутат маслихата может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Не считаются выступлениями в прениях депутатские запросы, выступления для дачи пояснений и ответов на вопросы. Передача права на выступление другому депутату не допускается.

Прения прекращаются открытым голосованием большинством присутствующих на сессии депутатов. При постановке вопроса о прекращении прений председатель сессии информирует о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.

17. Слово по порядку ведения заседания предоставляется депутату вне очереди после окончания предыдущего выступления. Председатель сессии может предоставить вне очереди слово для справки, депутатского запроса, ответа на вопрос и дачи разъяснений по обсуждаемому вопросу.

Вопросы докладчикам подаются в письменном или устном виде. Письменные вопросы подаются председателю сессии и оглашаются на заседании маслихата.

2.2. Порядок принятия актов маслихата

18. Маслихат по вопросам своей компетенции принимает решения большинством голосов от общего числа депутатов маслихата, если иное не установлено законом.

Решения по процедурным вопросам, к которым относятся: выбор формы голосования, определение времени, отводимого на обсуждение вопроса, принятие решений о продолжении или прекращении прений, утверждение персонального состава временных депутатских групп и их полномочий, принятие за основу проектов решений, принятие заявлений и обращений маслихата, принимаются большинством голосов депутатов,  присутствующих на заседании маслихата.

19. Проекты решений передаются председателю сессии или секретарю маслихата.

Принятые к рассмотрению проекты решений с приложением всех необходимых материалов направляются председателем сессии или секретарем маслихата в постоянные комиссии для рассмотрения и подготовки предложений. Одновременно одной из постоянных комиссий могут быть поручены подготовка заключения по проекту акта маслихата, содоклада на сессию, проведение сбора и анализа дополнительной информации.

Для работы над проектами решений и подготовки других вопросов постоянные комиссии могут создавать рабочие группы. При необходимости                   в состав рабочей группы могут привлекаться депутаты из других постоянных комиссий. В деятельности рабочей группы может принимать участие любой депутат.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, по представлению областного исполнительного органа – акимата области, маслихат принимает совместное с ним решение.

20. Решения маслихата, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации территориальным органом Министерства юстиции и опубликованию в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

21. Альтернативные проекты решений рассматриваются маслихатом и его органами одновременно с основным проектом. При наличии разногласий между постоянными комиссиями, принимающими участие в подготовке вопроса сессии, председателями комиссий и председателем сессии принимаются меры по их преодолению, оставшиеся разногласия доводятся до сведения маслихата.

22. При рассмотрении вопроса на сессии заслушиваются доклад, а при необходимости и содоклад постоянных комиссий, рабочих групп и временных комиссий.

В докладе комиссии указываются вошедшие в проект и отклоненные предложения, аргументируются причины принятия или отклонения поправок.

Постоянные комиссии, отдельные члены комиссии и рабочих групп, несогласные с положениями содоклада или заключениями по проекту решения, могут изложить свои мнения до начала общих прений по рассматриваемому вопросу.

23. Обсуждение проекта решения проводится по его пунктам или в целом по проекту акта. Поправки к проектам подаются в письменном виде                 с четкими формулировками предлагаемых изменений или дополнений, указанием их места в тексте проекта решения. Не удовлетворяющие этим требованиям поправки к рассмотрению не принимаются.

24. Сессия маслихата принимает решения по каждому вопросу повестки дня. При внесении по одному вопросу нескольких вариантов решений каждый из них вручается присутствующим на сессии депутатам.

Редакционная комиссия, являющаяся временной комиссией маслихата, высказывает и аргументирует свое мнение о принятии или отклонении предложенных вариантов решений.

При наличии разногласий на голосование ставятся все внесенные проекты решений. После принятия одного из проектов за основу депутаты приступают к процедуре принятия поправок к нему.

25. При наличии поправок к проекту решения маслихата голосование осуществляется в следующей последовательности:

1) предложенный (доработанный) проект решения маслихата принимается за основу, а при его отклонении дальнейшее голосование по  поправкам прекращается;

2) на голосование поочередно ставятся поправки, не включенные в принятый за основу проект;

3) решение сессии ставится на голосование в целом с учетом принятых поправок. Повторное голосование по отклоненным проектам решений и поправкам к ним на текущей сессии не допускается.

26. Поправки вносятся на голосование раздельно, последовательность которого определяется председательствующим. Допускается выступление авторов поправок с разъяснениями их сути или с предложением о снятии их с обсуждения.

Изменения в решения маслихата вносятся в порядке, установленном для их принятия. 

Протоколы сессий отпечатываются не позднее чем через месяц после сессии и хранятся в установленном законодательством порядке.

27. Проекты планов, программ социально-экономического развития территории, отчетов об их исполнении, схем управления территорией и другие выносимые на рассмотрение сессии маслихата вопросы, а также проекты решений по ним на казахском и русском языках с визами согласования по принадлежности с приложением всех необходимых материалов вносятся в маслихат за три недели до очередной сессии                           на рассмотрение постоянных комиссий маслихата.

28. Проект бюджета области рассматривается в постоянных комиссиях маслихата. Секретарь маслихата создает временную рабочую депутатскую группу по рассмотрению проекта бюджета, в состав которой могут быть включены работники аппарата маслихата, представители местных исполнительных органов.

Постоянные комиссии с учетом мнения временной рабочей группы вырабатывают предложения по проекту бюджета области с соответствующими обоснованиями и расчетами и направляют их в профильную постоянную комиссию, которая осуществляет свод предложений и подготовку заключения по проекту бюджета.

Местный уполномоченный орган по бюджетному планированию не позднее чем за две недели до начала сессии представляет председателю сессии, секретарю маслихата окончательный вариант проекта решения                        о бюджете с приложением всех необходимых материалов.

Областной бюджет утверждается на сессии областного маслихата                   не позднее двухнедельного срока после подписания Президентом Республики Казахстан Закона о республиканском бюджете.

29. При внесении на очередную сессию маслихата внеплановых вопросов, касающихся уточнения местного бюджета на соответствующий год, представление материалов осуществляется в сроки, предусмотренные бюджетным законодательством.

30. При уточнении бюджета области на внеочередной сессии маслихата в течение двух дней со дня принятия решения о её созыве проводится работа по рассмотрению проекта бюджета в постоянных (временных) комиссиях.

3. Порядок заслушивания отчетов

31. Маслихат осуществляет контроль за исполнением местного бюджета, программ развития территорий путем заслушивания отчетов акима области.

32. Маслихат заслушивает на сессии отчет акима области                                   в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 18 января 2006 года № 19 «О проведении отчетов акимов перед маслихатами».

Отчет акима (лица, исполняющего его обязанности) о выполнении возложенных на него функций и задач и проект решения по нему вносятся  на рассмотрение постоянных комиссий маслихата за три недели до соответствующей сессии.

Двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территорий, местного бюджета является основанием для рассмотрения маслихатом вопроса о выражении недоверия акиму в соответствии со статьей 24 Закона.

33. Маслихат заслушивает отчеты секретаря маслихата, председателей постоянных комиссий и иных органов маслихата.

Секретарь маслихата не реже одного раза в год на очередных сессиях маслихата отчитывается о проделанной работе по организации деятельности маслихата, ходе рассмотрения запросов депутатов и депутатских обращений, обращениях избирателей и принятых по ним мерам, взаимодействии маслихата с иными органами местного самоуправления, деятельности аппарата маслихата.

Председатели постоянных комиссий и иных органов маслихата не реже одного раза в год на очередных сессиях маслихата отчитываются о выполнении возложенных функций и полномочий.

34. Отчет ревизионной комиссии по Карагандинской области об исполнении бюджета рассматривается маслихатом ежегодно в соответствии со статьями 25-1, 25-2 и 25-3 Закона.

35. По итогам ежегодных отчетов, указанных в пунктах 32, 33 и 34 настоящего Регламента, маслихат в первом квартале следующего за отчётным года информирует население о проделанной работе через средства массовой информации области.

4. Порядок рассмотрения запросов депутатов

36. Депутат маслихата по вопросам, отнесенным к компетенции маслихата, обращается с официальным письменным запросом к акиму, председателю и члену соответствующей территориальной избирательной комиссии, прокурору и должностным лицам областных подразделений центральных государственных органов, исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов.

37. Запросы, вносимые до начала сессии, подаются председателю сессии, секретарю маслихата и рассматриваются на ее заседании при решении вопроса о включении их в повестку дня сессии. Копия запроса направляется секретарем маслихата органу или должностному лицу, которым он адресован. Запросы, вносимые в ходе проведения сессии, подаются председательствующему на заседании.

38. Запрос, не связанный с другими вопросами, которые предстоит рассмотреть на сессии, включается в повестку дня самостоятельным вопросом либо рассматривается в конце работы сессии в специально отведенное для этого время. Маслихат определяет повестку дня сессии таким образом, чтобы в ней был предусмотрен резерв времени для обращения с запросами и вопросами. Запросы, связанные с другими вопросами, которые предстоит решить на сессии, не включаются в повестку дня и оглашаются председательствующим на сессии до начала прений по соответствующему вопросу.

39. Маслихат может перенести рассмотрение запроса на другую сессию. До утверждения повестки дня сессии запросы могут быть отозваны внесшими их депутатами. После утверждения повестки дня сессии снятие запроса с рассмотрения осуществляется по решению маслихата. Запросы, поданные письменно, прилагаются к протоколу сессии.

40. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в письменной форме в срок не позднее одного месяца.

Депутат вправе выразить свое мнение по ответу на запрос. Запросы, адресованные прокурору, не могут быть связаны с осуществлением уголовного преследования.

5. Должностные лица, постоянные комиссии и иные органы маслихата, депутатские объединения маслихата

5.1. Председатель сессии маслихата

41. Председатель очередной сессии маслихата избирается на предыдущей сессии маслихата из числа его депутатов открытым голосованием.

После выдвижения кандидатур депутатами маслихата проводится открытое голосование. Кандидат считается избранным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов.

Депутат маслихата не может быть избран председателем сессии маслихата более двух раз в течение календарного года.

При отсутствии председателя сессии его полномочия осуществляются секретарем маслихата.

42. Председатель сессии маслихата:

1) принимает решение о созыве сессии маслихата;

2) осуществляет руководство подготовкой сессии маслихата, формирует повестку дня сессии;

3) ведет заседания сессии маслихата, обеспечивает соблюдение регламента маслихата;

4) подписывает решения маслихата, протоколы, иные документы, принятые или утвержденные на сессии маслихата.

Председатель сессии маслихата осуществляет свои функции на неосвобожденной основе.

43. Председатель сессии маслихата пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на сессии маслихата голоса депутатов разделяются поровну.

5.2. Секретарь маслихата

44. На первой сессии маслихат избирает из числа депутатов секретаря маслихата, который является должностным лицом, работающим на постоянной основе и подотчетным маслихату. Секретарь маслихата избирается на срок полномочий маслихата.

Секретарь маслихата осуществляет полномочия в соответствии с Законом и настоящим регламентом.

45. Кандидатуры на должность секретаря маслихата выдвигаются депутатами маслихата на сессии маслихата. Количество выдвинутых кандидатур не ограничивается. Кандидаты выступают с примерными программами своей предстоящей деятельности. Кандидат считается избранным на должность секретаря маслихата, если в результате открытого или тайного голосования он получил большинство голосов от общего числа депутатов маслихата.

Если на должность секретаря маслихата было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.

Если при повторном голосовании ни один из этих кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа депутатов, проводятся повторные выборы.

46. Секретарь маслихата не праве состоять в постоянных комиссиях маслихата и  входить в состав депутатских объединений. При досрочном прекращении полномочий секретаря маслихата выборы нового секретаря проводятся в порядке, установленном Законом и настоящим регламентом.

5.3.  Постоянные и временные комиссии маслихата

47. На срок своих полномочий маслихат образует на первой сессии из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению маслихата, содействия проведению в жизнь его решений, законов, осуществления в пределах своей компетенции контрольных функций. Председатели и члены постоянных комиссий избираются маслихатом открытым голосованием из числа депутатов.

Перечень, количество и состав постоянных комиссий ставятся на голосование отдельно. Их численный и персональный состав определяется маслихатом по предложению председателя сессии, секретаря маслихата.

Количество постоянных комиссий не должно превышать семи.

Кандидатуры председателей постоянных комиссий маслихатов выдвигаются на заседании соответствующих постоянных комиссий. Число кандидатур не ограничивается. Обсуждение на заседании маслихата кандидатур председателей проводится отдельно по каждой комиссии.

Постоянные комиссии могут образовывать рабочие группы.

48. Организация деятельности, функции и полномочия постоянных комиссий определяются Законом.

49. В целях подготовки к рассмотрению на сессиях отдельных вопросов, отнесенных к ведению маслихата, маслихат либо секретарь маслихата вправе образовывать временные комиссии и рабочие группы. Состав, задачи, сроки полномочий и права временных комиссий и рабочих групп определяются маслихатом либо секретарем маслихата при их образовании. 

50. Постоянные комиссии по собственной инициативе или решению маслихата могут проводить публичные слушания.

Публичные слушания проводятся с целью обсуждения наиболее важных и общественно значимых вопросов, отнесенных к ведению постоянных комиссий, в форме расширенных заседаний этих комиссий с участием депутатов, представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, средств массовой информации, граждан.

Для проведения публичных слушаний создается рабочая группа из числа депутатов. Для подготовки слушаний могут привлекаться специалисты иных государственных органов и организаций.

Постоянная комиссия через средства массовой информации доводит      до сведения населения тему предстоящих публичных слушаний.

На публичные слушания постоянная комиссия приглашает представителей заинтересованных государственных органов, общественности, средств массовой информации. На публичных слушаниях могут участвовать депутаты маслихата из других постоянных комиссий.

51. Заседания постоянных комиссий, как правило, открытые, за исключением случаев, когда рассматриваемые вопросы в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных секретах» отнесены к государственной или служебной тайне.

Заседания постоянных комиссий созываются по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины от общего числа депутатов, входящих в их состав.

Постановление постоянной комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии.

Председатель постоянной комиссии пользуется правом решающего голоса в случае, если при голосовании на заседании комиссии голоса депутатов разделятся поровну.

Постановление постоянной комиссии и протокол заседания подписывает ее председатель, а в случае проведения совместного заседания нескольких постоянных комиссий подписывают председатели соответствующих комиссий.

52. В соответствии с положениями Конституционного Закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» областной маслихат на основе предложений политических партий избирает окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Карагандинского област-ного маслихата.      

5.4. Редакционная и счетная комиссия маслихата

53. Маслихат открытым голосованием из числа депутатов избирает                    в нечетном количестве составы счетной и редакционной комиссий. В состав счетной и редакционной комиссии могут включаться работники аппарата маслихата и других государственных организаций.

54. Состав редакционной комиссии формируется с учетом специфики рассматриваемого вопроса, специальности, квалификации и опыта работы членов комиссии.

Редакционная комиссия может избираться и на очередную сессию.

55. При проведении открытого голосования счетная комиссия организует   процесс голосования и подведения его итогов.

Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии, ее решения принимаются большинством голосов при открытом голосовании.

Перед началом открытого голосования председатель сессии указывает количество предложений, ставящихся на голосование, зачитывает их формулировки.

Время и место тайного голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией на основе регламента маслихата и объявляются председателем счетной комиссии. Выдача бюллетеней производится непосредственно перед голосованием, они изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме в количестве, равном числу присутствующих на заседании депутатов, и подписываются председателем счетной комиссии. Бюллетени неустановленной формы при подсчете не учитываются.

5.5. Депутатские объединения в маслихатах

56. Депутаты маслихата могут создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатских групп. Депутат имеет право состоять только в одной депутатской фракции. Секретарь маслихата не может входить в депутатские объединения.

57. Регистрация депутатских фракций и групп осуществляется на сессии маслихата, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер.

58. Члены депутатских объединений могут:

 1) вносить замечания и предложения по повестке дня маслихата,  порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

 2) высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются маслихатом;

 3) предлагать мотивированные поправки к проектам решений маслихата;

 4) запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения.

59. Фракция политической партии в своей деятельности взаимодействует с руководящими органами политической партии, а также участвует в работе общественной приемной политической партии. Фракция должна объединять не менее пяти депутатов маслихата.  В составе депутатской группы должно быть не менее пяти депутатов маслихата.

6. Депутатская этика

60. Депутаты маслихата:

1) должны с уважением относиться друг к другу и ко всем другим лицам, участвующим в работе сессий маслихата, комиссий маслихата и его рабочих органов;

2) не должны употреблять в своих выступлениях необоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов маслихата и других лиц;

3) не должны призывать к незаконным и насильственным действиям;

4) не должны препятствовать нормальной работе маслихата, постоянных комиссий и иных органов маслихата;

5) не должны прерывать выступающих.

61. Выступая в средствах массовой информации при проведении публичных мероприятий, комментируя деятельность государственных органов, должностных лиц и граждан, депутат должен использовать только достоверные, проверенные факты.

62. Депутат не должен использовать в личных целях преимущество своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами и организациями, средствами массовой информации.

63. Депутат маслихата не может разглашать сведения, которые стали ему известны при осуществлении депутатских полномочий, если эти сведения касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях сессий, постоянных комиссий маслихата и иных органов маслихата.

64. Депутат маслихата, не имеющий специальных полномочий на представительство маслихата, может вступать в отношения с государственными органами и  организациями только от своего имени.

65. На депутата маслихата за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение правил депутатской этики, установленных регламентом маслихата, могут налагаться меры взыскания в соответствии со статьей 21 Закона.

7. Организация работы аппарата маслихата

66. Для информационно-аналитического, организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности маслихата и его органов, оказания помощи депутатам в осуществлении их полномочий образуется аппарат маслихата.

Аппарат маслихата является государственным учреждением, содержащимся за счет местного бюджета.

Положение об аппарате маслихата утверждается маслихатом.

67. Маслихат утверждает структуру аппарата маслихата, определяет расходы на его содержание и материально-техническое обеспечение в пределах установленного законодательством Республики Казахстан лимита численности и выделенных средств.

68. Деятельность государственных служащих аппарата маслихата осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

С истечением срока полномочий маслихата, в случаях досрочного прекращения полномочий маслихата и выборов нового состава его депутатов, деятельность государственных служащих аппарата маслихата не прекращается.